МыЗаМир.РФ
по итогам 2020 года
Резолюция
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года рассматривает экстремизм как одну из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации. В связи с этим постоянное совершенствование методов работы по профилактике экстремизма является безусловным приоритетом. Особое внимание должно уделяться практике межведомственного взаимодействия как важнейшего условия достижения максимального результата.
С сентября по декабрь 2020 года Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации (далее – Центр профилактики) был реализован первый этап образовательно-просветительской кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!» (далее – Кампания). В рамках этой работы были проведены 26 мероприятий в 14 субъектах, в которых приняли участие свыше тысячи участников – проректоров по безопасности и воспитательной работе, менеджеров студенческих проектов и программ из числа сотрудников и учащихся более 120 образовательных организаций высшего профессионального и среднего специального образования, сотрудников региональных центров по противодействию экстремизму МВД России, а также религиозные деятели, лидеры этнокультурных организаций и представители научного/экспертного сообщества.

Главной особенностью Кампании стало то, что она явилась результатом тесного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Федерального агентства по делам национальностей, а также Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. Совместная работа на практике доказала высокую эффективность и оперативность межведомственной модели реализации задач в сфере профилактики экстремизма в молодежной среде.

Одной из основных задач Кампании является содействие в развитии и совершенствовании нормативной базы и системы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики экстремизма и иных идеологий деструктивного характера в молодежной (преимущественно – студенческой) среде. Для этого в форматах онлайн и офлайн был организован сбор соответствующих мнений и предложений от участников мероприятий.
Оценивая потенциал эффективности профилактических усилий в образовательных организациях, участники отметили следующие ПРОБЛЕМЫ:
I) В сфере методического, информационного и проектного обеспечения:

  1. Представленность профилактики экстремизма в образовательных организациях отдельными (часто – разобщенными) тематическими мероприятиями, объединенными в один план. Это не позволяет обеспечивать перманентный профилактический эффект в отношении постоянно присутствующих угроз, формируемых информационной средой и социально-экономическими вызовами современности, что приводит к затруднению получения лучшего эффекта от профилактики экстремизма в студенческой среде.

  2. Недостаточный объем качественных методических материалов, подтвержденных научными исследованиями, по технологиям организации профилактической работы, учитывающих лучшие мировые и федеральные практики профилактики экстремизма, с учетом региональной специфики. Разобщенность различных методических материалов, а также описанных успешных практик, что усложняет их изучение и использование в работе.

  3. Разрабатываемые методические и аналитические материалы не продвигаются и широко не позиционируются, что не позволяет их использовать в работе на местах.

  4. Недостаточный объем специализированных программ подготовки менеджеров студенческих проектов и программ (в т. ч. представителей студенческого самоуправления) для обеспечения эффективной системы профилактики. Также недостаточен объем подготовки преподавателей и административно-управленческого персонала в данном направлении.

  5. Отсутствие системного обмена опытом в сфере профилактики экстремизма между административным и преподавательским персоналом вузов и представителями студенческого самоуправления.

  6. Отсутствие системы информирования ответственных за профилактику экстремизма лиц в образовательных организациях об актуальных тенденциях в данной сфере на международном, федеральном и региональном уровнях.

  7. Преподаватели не всегда обладают достаточным опытом ведения остросоциальных дискуссий с учащимися по спорным и даже провокационным вопросам в сфере религии, политики, общественной жизни и пр. Особенно это касается тех, кто ведет религиоведческие, теологические и культурологические дисциплины.

  8. Тематикой экстремизма в разных регионах занимаются с разной эффективностью, она неоднородно представлена на территории страны. В зависимости от культурных, исторических, социально-экономических и иных факторов, в разных регионах в молодежной среде в большей степени преобладают разные формы радикальных и экстремистских течений, что не позволяет свести работу с ними к простому алгоритму и одному набору инструментов, а требует постоянного изучения и оперативной выработки целевых методов профилактики. Научное изучение проблемы требует существенного финансирования, поскольку должно иметь межрегиональный характер, вестись на междисциплинарной основе с привлечением квалифицированных специалистов, в т. ч. – религиоведов, теологов, психологов, педагогов и медиков.
II) Во взаимодействии внутри образовательных организаций:

  1. Отсутствие единообразия в организации работы служб и подразделений, ответственных за вопросы обеспечения безопасности образовательных организаций (в т. ч. за безопасность объектов, а также за профилактику и противодействие экстремизму и терроризму), а также стандартов их коммуникации и координации работы с подразделениями и лицами, ответственными за воспитательную и социальную работу, реализацию студенческих проектов и программ.
IV) В сфере обеспечения финансово-хозяйственной деятельности:

  1. Сложность качественной организации процесса обеспечения образовательной организации необходимыми товарами и услугами в сфере обеспечения безопасности в связи с необходимостью проведения процедуры закупок по требованиям текущего федерального законодательства, где поставка определяется не по критерию самого качественного поставщика. Особенно это касается вопроса обеспечения квалифицированными кадрами, обеспечивающими безопасность (в т. ч. физическую охрану) жилых объектов и территории, организацию контрольно-пропускного режима и т. д.
V) В сфере межведомственного взаимодействия:

  1. Отсутствие качественной системы взаимодействия между образовательными организациями и правоохранительными органами, которая бы обеспечила эффективную двустороннюю коммуникацию в вопросах профилактики экстремизма и девиантного поведения в среде учащихся.

  2. Сложность коммуникации между учащимися и представителями правоохранительных органов, проводящих разъяснительные и просветительские мероприятия, по причине несформированности компетенций сфере публичных выступлений, проведения презентаций, коммуникации с аудиторией, ведения дискуссии и пр. Это сильно снижает потенциальный позитивный эффект от такой работы.
VI) В сфере нормативного регулирования

  1. Большой объем отчетных материалов для различных ведомств регулярного и ситуативного характера. Требуемые показатели и критерии эффективности носят формальный, в основном количественный характер, что не позволяет сосредоточиться на достижении качественных результатов.

  2. Несовершенство нормативной базы и правоприменительной практики, которое обеспечивало бы адекватное реагирование со стороны правоохранительных органов и образовательных организаций на случаи транслирования радикальных идеологий и/или совершения противоправных поступков учащимися. Текущее нормативное регулирование и практика взаимодействия системы «образовательная организация – правоохранительные органы» не подразумевает обязательной совместной качественной оценки и классификации различных явлений и ситуаций.

  3. Отсутствие общих критериев оценки качества проектов, программ, методик и социальных технологий, несущих профилактический потенциал. Это не позволяет обеспечить качественную оценку в рамках организации грантовых конкурсов различного уровня, а также повышения качества внутренней работы образовательных организаций по данной тематике.

  4. Наличие несогласованности стратегических и программных документов, а также нормативных актов различного уровня, определяющих приоритеты в сфере профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма на территории Российской Федерации.
VII) В сфере обеспечения профилактических усилий качественной экспертизой:

  1. Затруднения в получении доступной, оперативной и качественной экспертизы для центров по противодействию экстремизму МВД России на региональном и местном уровнях, что не позволяет обеспечить максимально быстрое рассмотрение возникающих прецедентов.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ и ПРЕДЛАГАЮТ органам исполнительной власти, образовательным организациям, некоммерческим организациям и общественным объединениям:
1. Продолжить проведение в 2021 году образовательно-просветительской кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!» как платформы для методического, экспертного и проектно-программного взаимодействия между образовательными организациями, правоохранительными ведомствами и органами государственной власти.

2. Обеспечить создание на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования координационных советов по вопросам безопасности как механизмов обеспечения реализации многоуровневой перманентной профилактики экстремизма.

3. Разработать критерии эффективности образовательных организаций, а также проектов и программ по теме профилактики экстремизма.

4. Организовать научно-практическую дискуссию в области совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

5. Рекомендовать включение в образовательные и воспитательные программы образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования разделов и/или курсов (дисциплины) по укреплению российской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, а также профилактике экстремизма и радикализма.

6. На региональном уровне усилить межведомственное взаимодействие в сфере профилактики экстремизма в образовательных организациях регионального и федерального подчинения, оказать содействие развитию и распространению лучших региональных и федеральных практик. Особое внимание уделить развитию региональных государственных программ укрепления гражданской идентичности, включающих в себя патриотическое воспитание граждан, укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений.

7. Обеспечить регулярную подготовку и повышение квалификации гражданских кадров, ответственных за организацию профилактики экстремизма в образовательных организациях (сотрудников органов воспитательной работы, руководителей и активистов органов студенческого самоуправления).

8. Создать и развить систему активного регулярного информирования организаторов студенческой жизни для предоставления им актуальных материалов (в т. ч. методического характера) по проблематике экстремизма:
- об актуальных тенденциях в данной сфере на международном, федеральном и региональном уровнях;
- еженедельный мониторинг текущей ситуации в образовательной среде;
- периодическая рассылка успешных проектов с контактами исполнителей и т. п.

9. Организовать повышение квалификации научно-педагогических кадров и учителей школ, которые ведут религиоведческие, философские и культурологические дисциплины, для обеспечения качественной дискуссии с учащимися на проблемные и острые темы.

10. Обеспечить качественную подготовку соискателей грантов (из числа образовательных организаций и физических лиц) на проекты профилактической направленности, а также квалифицированную оценку таких проектов и программ.

11. Обеспечить консолидацию и развитие методической базы (в разных форматах) по таким направлениям профилактики экстремизма и радикализма, как: «работа с иностранными студентами», «работа с первокурсниками», «развитие студенческих сообществ», «технологии ценностных проектов», «социальное проектирование», «упаковка грантовых заявок» и т. д.

12. Обеспечить организационно-техническое и методическое сопровождение постоянной площадки для обмена опытом между проректорами по безопасности и воспитательной работе по тематике профилактики экстремизма. Разработать меры по максимально быстрому выводу на необходимый уровень эффективности впервые поступающих на работу проректоров.

13. Организовать развитие информационной безопасности в образовательных организациях. Обеспечить повышение квалификации в данной тематике соответствующих кадров. Выработка и проведение всероссийских, межрегиональных информационных кампаний, а также разработка модельных информационных акций для реализации на локальном уровне. При этом важно нормативно закрепить статус образовательных организаций в качестве субъекта такой работы.

14. Обеспечение развития мероприятий Кампании на базе образовательных организаций высшего образования, опираясь на существующие и планируемые к формированию в вузах центры профилактики экстремизма.

15. Разработать методики проведения в образовательных организациях комплексных социологических исследований, психолого-педагогических мероприятий, направленных на изучение склонности обучающихся к агрессии и насильственным действиям, выявление предпосылок для формирования и развития молодежных субкультур, а также исследование причин, условий и факторов, влияющих на радикализацию молодежи в Российской Федерации.

16. Организовать комплексные социологические исследования состояния образовательной среды в области рисков и угроз, связанных с религиозным и этническим экстремизмом, размыванием у молодежи общероссийской гражданской идентичности.

17. Вовлечение в межведомственную работу по профилактике экстремизма и девиантного поведения в студенческой среде, реализуемую на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, региональных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной молодежной политики, а также их подведомственных учреждений.

18. Развитие направлений работы Кампании и иных специализированных проектов и программ по теме профилактики экстремизма в образовательных организациях системы среднего профессионального образования, в том числе через создание системы изучения особенностей молодежи, принадлежащей к данной целевой группе, создание специальных методических пособий.